|
Морозовский карьер –
один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад
здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали
сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их
пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще
довоенная. Этот пост – о железных монстрах Морозовского карьера.
Источник: Жжурнал/dcfc-lad 1. Морозовский разрез – одно из немногих мест в Украине, где
добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до
недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию –
за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился
грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация – говорят, его хотят
разрабатывать китайцы. 2. 3. В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди
украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов»
становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо
охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, раньше
работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз,
испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!».
Присмотрелся – таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально
каждые пять минут. Этот – только приехал на погрузку. Увозить есть что. 4. Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца – блажен, кто верует. 5. По подсчетам залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи. 6. Главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры. 7. Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор
роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час.
Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час! 8. Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра. 9. Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался – четыре тысячи.
Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате
реально почти с мою хрущевку-пятиэтажку. 10. Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно) 11. Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал
верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он
спускался на уровень ниже и копал там. 12. Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр –
16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на
металлолом. 13. 14. Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой –
опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают
объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно. 15. НКМЗ – Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина. 16. Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего
драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во
все страны соцлагеря. 17. 18. 19. Лапки) Именно ими он «шагает». 20. Это – единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь. 21. 22. Немного деталей. 23. 24. А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы
– 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля. 25. Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе. 26. 27. Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят – глубина «высотой с три столба». 28. Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см. 29. Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего.
Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся
маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш –
10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или
жирафов. 30. Слева на холме – наш старый знакомый, по которому мы лазали. 31. Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Мост
привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года
использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц. 32. 33. Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный. 34. 35. Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую – поспешите. |
|
| |
Просмотров: 557 | | |
Всего комментариев: 0 | |